На сегодняшний день предприятиями нефтегазового комплекса
России накоплено огромное количество нефтяных отходов. По самым скромным
подсчетам ежегодное увеличение их количества составляет около 3 млн. тонн. По
данным Министерства Природных ресурсов и Экологии РФ на 2009 год нефтью и
нефтепродуктами загрязнено порядка 65 тысяч га почв, около 2,5 тыс. тонн
нефтепродуктов сброшено в водоемы со сточными водами [1]. Консалтинговые
агентства приводят данные о накопленных буровых шламах в размере 9 млн. тонн
[2], резервуарных и прудовых - 6,5 млн. тонн [3] (рис.1).
Рис. 1. Накопленные объемы шламов.
Компании-владельцы нефтяных отходов непрестанно заявляют об
успехах в работе по их ликвидации, уменьшении количества порывов нефтепроводов,
площади нефтезагрязненных земель, увеличении затрат на экологические нужды.
Однако в период с 2000 по 2009 г.г. площадь нефтезагрязненных почв увеличилась в
1,2 раза, акваторий поверхностных вод – в 1,16 раза, объем разливов
нефтепродуктов в результате аварий нефтепроводов – в 1,53 раза [1,4].
Приведенные значения дают наглядную количественную картину
масштабности проблемы. Тем не менее, имеются основания полагать, что и эти цифры
являются заниженными вследствие трудностей в учете данного вида отходов, а
нередко и их фактического сокрытия.
На данный момент в области утилизации нефтяных отходов
складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, у нефтяных компаний
имеется понимание необходимости заниматься переработкой отходов, с другой
стороны, существующая номенклатура технологий не в состоянии осуществить это
грамотно и результативно. Ни одна из отдельно существующих сегодня технологий не
в состоянии показать «экологический ноль», а при выполнении только части работ
ожидаемого эффекта не будет.
На мировом и российском экологическом рынке присутствует
значительное количество фирм и организаций, ставящих перед собой задачу
получения из нефтяных отходов нефтесодержащей массы, которая бы в дальнейшем
подвергалась переработке в товарный продукт. Причем эти технологии претендуют на
универсальность с надеждой применения для любого вида нефтешламов.
Однако, как показывает практика, каждый вид нефтяных отходов
имеет свою специфику, разное содержание взвешенных частиц, различный химический
состав. Поэтому для решения данной экологической проблемы необходим
индивидуальный комплексный подход с привлечением различных технологий, которые
могли бы решить эти задачи «под ключ».
Парадоксальным также является тот факт, что значительная
часть организаций имеет лицензию на работу с опасными отходами, но не имеет
экологически оправданной технологии. Владельцы лицензии вынуждены приобретать
технологии, не имея соответствующего опыта работы. В результате зачастую отходы
свозятся на полигоны, свалки ТБО и должным образом не утилизируются.
Работу в отрасли осложняет несовершенство законодательной и
нормативной базы в вопросах права собственности на отходы, лицензирования
деятельности, тендерной системы проведения работ и ряда других.
Немаловажной проблемой является желание каждой компании
построить собственную схему переработки отходов, однако нужно понимать, что
реализовать эффективный технологический цикл их утилизации в рамках одного
предприятия невозможно. Кроме того, необходимым является участие государственных
структур, потому как эффективное взаимодействие государства и предприятий в
сфере переработки нефтешламов – залог успешной экологической политики России в
целом. Для выполнения грамотного комплексного решения проблем переработки нефтяных
отходов предложена схема организации данного процесса, в которой учтены интересы
всех сторон (рис. 2).
Рис. 2 Схема комплексной переработки нефтяных отходов
На предприятиях нефтяного сектора находится огромное
количество нефтяных шламов различной природы: резервуарные, прудовые, разливы
нефтепродуктов на грунте, нефтепродукты в линзах, проливы в результате
чрезвычайных ситуаций. Так как предприятия, как правило, не обладают
необходимыми ресурсами для переработки данного вида отходов (лицензия,
технология, оборудование), нефтешламы передаются сторонним организациям.
Свойства шлама в каждой из перечисленных групп неодинаковы, а
потому на первой стадии переработки следует применять различные технологии.
Нефтезагрязненнные грунты подвергаются отмывке, а затем, как и прудовый,
резервуарный шлам, нефтепродукты линз, - сепарации на декантерах с выделением
водной фазы, кека и углеводородной составляющей.
Применяя доступные на сегодняшний день технологии,
производится очистка воды от загрязнений и доведение ее качества до требований,
позволяющих осуществлять сброс в водные объекты или использовать для
технологических нужд. Осадок очистки вод перерабатывается и захоранивается
совместно с кеком.
Углеводородные остатки сепарации каждого вида шламов
собираются вместе и готовятся на переработку. При необходимости снижения
вязкости, разбавления полученной смеси могут использоваться нефть, конденсат, а
при их отсутствии – нефтепродукты, содержавшиеся в линзах. Углеводородный состав
подвергается обезвоживанию, обессоливанию или иным технологическим операциям
(например, ультразвуковая обработка, кавитация), позволяющим впоследствии
отправить смесь на атмосферную разгонку с получением товарных продуктов (бензин,
керосин, дизельное топливо, мазут), которые в дальнейшем реализуются.
Осуществление всех этапов представленной схемы требует
четкого руководства и контроля. Для этих целей, а также для финансирования
проекта в целом предполагается создание управляющей компании. Именно ей
предстоит оплачивать все технологические операции по переработке шламов, начиная
с их сепарации и отмывки и заканчивая процессами, обеспечивающими законченность
жизненного цикла отходов. Средства для ассигнования будут поступать как от
инвестора, заказчиков работ (владельцев отходов), так и от реализации продуктов
переработки шламов.
Несомненно, дискуссионным остается вопрос о результативности
используемых технологий и добросовестности подрядчиков. Ведь, как уже было
упомянуто выше, сегодня на рынке присутствует немало организаций, создающих
видимость работы в области утилизации отходов. И таких игроков нужно исключать
из рынка, обеспечивая добросовестным компаниям широкое поле для деятельности.
По инициативе Торгово-Промышленной Палаты РФ создана
Автономная Некоммерческая Организация «Международный Центр Содействия Развитию
Предприятий по Переработке Нефтешламов» (АНО «МЦ РППНШ»), которая ставит своей
целью организацию взаимодействия и взаимопомощи между предприятиями по
утилизации и переработке нефтешламов, опасных промышленных отходов между
проектными и исследовательскими институтами, финансовыми структурами,
предприятиями-заказчиками. В рамках деятельности АНО «МЦ РППНШ» создан
Экспертный Совет, включающий представителей Министерства энергетики РФ,
Ростехнадзора, Росприроднадзора, Минтранса, нефтяных компаний России. Он призван
осуществлять анализ технологических решений на их пригодность к переработке
определенного вида отходов с экологической и экономической эффективностью, а
также рекомендовать (или не рекомендовать) технологии к использованию. В составе
АНО также имеется Координационный Совет, возглавляемый Шмалем Г.И. Рабочая
группа АНО «МЦ РППНШ» ведет разработку рекомендаций органам законодательной и
исполнительной власти Российской Федерации по созданию условий для обязательного
применения современных технологий и оборудования для защиты окружающей среды от
вновь образующихся и уже накопленных нефтеотходов на предприятиях ТЭК.
Любому участнику рынка – владельцу технологии, лицензии,
заказчику – гарантировано участие в проекте на безконкурсной основе.
Немаловажным направлением работы АНО «МЦ РППНШ» является создание атласа
наиболее доступных технологий с тем, чтобы показать кто и насколько эффективно
работает в области переработки нефтяных отходов.
Для реализации описанной выше схемы (которая является всего
лишь одним из проектов АНО «МЦ РППНШ») организацией выработан алгоритм, который
уже сегодня приводится в действие (рис.3). На первом этапе работ производится
аэрокосмическая съемка территорий, отобранных экспертами для реализации проекта.
На сегодняшний день производится картирование трех регионов, «богатых» нефтяными
шламами, - Саратовская область, Нижневартовск, Краснодарский край. На основе
интерпретации полученных данных будет выбран один из регионов, на территории
которого предполагается проведение мониторинга с целью выявления площадей,
объемов и концентраций нефтяных загрязнений. Принятие решения об организации
работ по проведению в жизнь представленного проекта осуществляется на основе
данных мониторинга.
Рис. 3. Алгоритм реализации плана проекта по комплексной
переработке нефтяных отходов.
Решение проблемы утилизации нефтяных шламов невозможно без
изменений в нормативно-правовой базе. Необходим пересмотр вопроса права
собственности на отходы, порядка выдачи лицензии на производство работ с
опасными отходами, нормативной базы в сторону приближения к мировым стандартам в
целом. Важно усовершенствовать классификацию отходов, вредных и опасных веществ,
ПДК, ПДВ, ПДС и др. в сторону смягчения, устранить ведомственную разобщенность
методик исследований, пересмотреть налоговый кодекс для переработчиков отходов и
отношение к тендерной системе. Основополагающим принципом отрасли должен быть
принцип, что отходы – это вторичное сырье для получения товарного продукта путем
их комплексной переработки. Предприятия должны понимать, что ликвидация отходов
– сложная научно-техническая работа, которая стоит немалых затрат. Обеспечить
экологический ход отхода до нуля, эффективную утилизацию нефтяных остатков
возможно только в рамках совместной работы всех заинтересованных сторон.
|